новости

30 января 2015

Аэропорты без очереди на регистрацию

Руководитель «Астерос Лабс» Алексей Демидов рассказывает о новых возможностях и внедрениях решения «Астерос Контакт Авиа» в интервью порталу Полит.ру.

Ранее «Астерос Контакт Авиа» прошел сертификацию по стандартам ARINC. Была продемонстрирована совместимость решения с системой vMUSE — разработкой ARINC класса CUTE. Она позволяет использовать разные системы регистрации в инфраструктуре аэропорта на одном и том же оборудовании. В России vMUSE используется в международных аэропортах Уфы, Казани и в Шереметьево.

Интеграция этого решения, созданного как и все продукты «Астерос Контакт» на единой программной платформе, с операционной базой данных аэропорта полезна уже потому, что позволяет собирать и консолидировать статистическую информацию в режиме реального времени. Таким образом сотрудники аэропорта получают актуальные и точные данные по объему, специфике и конечному направлению полета обслуживаемых пассажиров.

Кроме того, в пакете разработок «Астерос Лабс» — мобильное приложение для оперативной регистрации пассажиров без багажа в любой точке аэропорта.

По мнению руководителя робототехнического центра Фонда «Сколково» Альберта Ефимова, международная стандартизация — важнейшая составляющая коммерциализации сколковских проектов, ставящих себе задачу выйти на глобальные рынки. Он также отметил, что требование по сертификации SITA было заложено в плане успешно выполненного грантового проекта. «Отрадно, что "Астерос Лабс" сумели пройти жесточайшие требования авиационного надзорного органа SITA. Мы рассчитываем, что опыт "Астерос Лабс" по международной сертификации пригодится другим резидентам Фонда «Сколково», — подчеркнул Ефимов.

О том, что изменится в жизни авиапассажиров с внедрением решения «Астерос Контакт Авиа», в чем уникальность разработок и о планах компании на будущее мы поговорили с ее главой Алексеем Демидовым.

Алексей Демидов, руководитель дирекции собственных продуктов, генеральный директор компании «Астерос Лабс»Существуют ли аналоги «Астерос Контакт Авиа»? В чем преимущество ваших разработок?

Сегодня «Астерос Контакт Авиа» — единственный отечественный продукт, который относится к системам класса Common Language Facilities (CLF), то есть объединяет данные всех регистрационных систем аэропорта, а в больших авиаузлах их количество может достигать пары десятков, и предоставляет универсальный рабочий интерфейс для регистрации пассажиров. На практике это означает, что регистрация на рейс может проходить на любой стойке аэропорта, по принципу «свободная касса». Это существенно сокращает очереди и экономит затраты аэропорта.

Алексей Демидов, руководитель дирекции собственных продуктов, генеральный директор компании «Астерос Лабс»

В технологическом плане основным преимуществом «Астерос Контакт Авиа» является архитектура и гибкость решения, которые позволяют «безболезненно», без остановки бизнес-процессов аэропорта и в короткие сроки внедрить систему. В качестве интеграционной платформы мы используем собственную разработку — «Астерос Бизнес Контакт».

Чем для пассажира отличается процедура регистрации в аэропортах, использующих «Астерос Контакт Авиа», от той, что предлагается сейчас?

«Астерос Контакт Авиа» позволяет аэропорту проводить так называемую раскрепленную регистрацию. Как происходит процесс оформления пассажира на рейс сегодня? Вы приезжаете в аэропорт, смотрите на табло, запоминаете свою стойку регистрации и встаете в очередь. Использование «Астерос Контакт Авиа» позволяет зарегистрироваться на рейс буквально за несколько минут, в любой части терминала, на любой стойке регистрации. Кроме того, у нас разработано и мобильное приложение, которое дает возможность сотрудникам аэропорта, так называемым агентам регистрации, производить оформление пассажира с помощью планшета и портативного принтера. В этом случае даже стойку не нужно искать — мобильные агенты найдут пассажира сами, проведут все необходимые процедуры, распечатают и выдадут посадочный талон на нужный рейс.

Все ли российские аэропорты смогут использовать это решение? Успешно ли прошло внедрение в международном аэропорту Уфы?

Решение «Астерос Контакт Авиа» может быть внедрено в любом российском аэропорту, и чем крупнее объект и больше пассажиропоток, тем выше эффективность использования системы.

На сегодняшний день мы завершили первый этап проекта внедрения «Астерос Контакт Авиа» в международном аэропорту Уфы, сейчас идет активная подготовка к реализации следующей стадии.

Сколько времени требуется для установки «Астерос Контакт Авиа»? На каких условиях предоставляется решение?

Время установки зависит от инфраструктуры аэропорта и количества систем регистрации, но базовый проект обычно занимает не более трех месяцев. Большую часть времени мы тратим на согласование с сервисными центрами вендоров, которые администрирует закрытые CUTE-системы аэропортов. В основном речь идет о платформах от компаний SITA и ARINC, сертификацию по которым мы уже прошли, поэтому все технические процессы стандартизированы. В небольших аэропортах может и не быть CUTE-системы, тогда мы проводим индивидуальную настройку решения с учетом специфики ИТ-инфраструктуры заказчика.

Каковы планы по коммерциализации разработки?

Понятно, что в нынешних экономических условиях ждать заоблачной прибыли не стоит, поэтому мы планируем охватывать в среднем два аэропорта в год. На сегодняшний день «Астерос Контакт Авиа» успешно прошел апробацию в ряде российских аэропортов: Шереметьево, Кольцово, Минеральные воды, Толмачево. В феврале 2014 года было подписано первое соглашение о коммерческом внедрении в Международном аэропорту «Уфа». В данный момент мы также ведем переговоры с двумя крупнейшими российскими аэропортами.