новости

27 февраля 2014

Московский стартап обещает осовременить аэропорты. В Уфе ему уже поверили

Все растущее число путешествующих на планете предпочитают самолеты куда более медлительным поездам и автобусам.

И не удивительно, что в разных уголках земли в аэропортах происходят столпотворения, толчея и задержки на стойках регистрации, что очень не по нраву отъезжающим. Московский стартап «Астерос Лабс», похоже, знает, как справиться с разрастающейся проблемой. Предлагается единая система – ИТ-решение, которое, как полагает разработчик, преобразит нынешний процесс регистрации. В нем не будет места длиннющим очередям, багаж будет оформляться быстро, а на подготовку регистраторов на стойках аэропорты будут тратить на 60 с лишним процентов меньше денег. Уже есть реальный интерес у государства: поступил позитивный – правда, к сожалению, не слишком частый в современной России – сигнал от первого коммерческого заказчика апробированной год назад в московском аэропорту «Шереметьево» новой системы «Астерос Контакт Авиа». Ее установят в уфимском международном аэропорту. И это только первый шаг, уверяют в стартапе: лежащая в основе разработки технология может пригодиться в самых разных отраслях экономики.

«Астерос Лабс», учрежденная в декабре 2010 года и сразу ставшая резидентом Сколково, разработала систему, которую она сама определяет как «решение для аэропортов, обеспечивающее единый интерфейс к различным системам регистрации авиапассажиров в режиме «единого окна» на любой стойке аэропорта». 

Стартап продвигает инновацию как принципиально новый подход к управлению нарастающими пассажиропотоками. Она могла бы, в частности, оказаться исключительно полезной для переполненных аэропортов в развивающихся странах, которых ведущие мировые авиакомпании еще совсем недавно, возможно, даже не замечали, но которые теперь стараются наверстать упущенное. 

От стопорящей разрозненности к ускоряющей универсальности 

Система «Астерос Контакт Авиа» в первую очередь предназначена для оптимизации процесса регистрации, что означает, конечно же, сокращение очередей и ускорение оформления багажа. 

Сегодня каждая авиакомпании в любом аэропорту мира создает для регистрации пассажиров и багажа свою собственную электронную систему со своим уникальным интерфейсом, с которым сотрудники аэропорта на определенных стойках могут обслуживать рейсы только определенного перевозчика. Если пройти дополнительное (и недешевое) обучение, сотрудники смогут справиться и с парой-тройкой других систем – но явно не со всеми. 

«Астерос Лабс» подчеркивает, что все это приводит к неэффективному использованию ресурсов и самого помещения аэропорта: «Чтобы обеспечить обслуживание всех рейсов специально обученным персоналом, аэропорт вынужден заранее и жестко планировать смены в зависимости от навыков агентов, а кроме того, развертывать избыточное количество стоек и распределять их между авиакомпаниями». 

В создавшейся ситуации молодая столичная компания предлагает свой ответ. Ею создан удобный в использовании интерфейс, который, по заверению разработчиков, полностью сопоставим с разнообразными применяемыми в настоящее время авиакомпаниями системами регистрации. Работая с «Астерос Контакт Авиа» на любой из стоек аэропорта, персонал в состоянии без затруднений оформить пассажиров и их багаж на любой рейс любого авиаперевозчика. 

Экономично, мобильно, интерактивно 

Это действительно принцип «одного окна». При его реализации какие-либо изменения в работе аэропорта – будь то набор новых сотрудников или ввод новых данных – не потребуют перенастройки стоек. Разработчики полагают, что с внедрением их системы каждая стойка регистрации будет использоваться на 10% эффективнее, что особенно важно в часы пиковой нагрузки. 

Стартап утверждает, что вместе с системой аэропорты получат и способ оптимизации расходов. Применение новой технологии призвано сократить ориентировочно 60% расходов на обучение персонала для регистрации. Вновь поступившему сотруднику уже не придется тщательно изучать целый «букет» разнообразных систем – «Астерос Лабс» считает, что ему будет достаточно освоить одну. 

У «Астерос Контакт Авиа» есть и мобильный вариант в виде приложения для планшетов. В компании надеются, что благодаря ему пассажиры бизнес-класса с ручной кладью смогут регистрироваться, вообще не покидая VIP-ложи. 

Если применяемые сегодня перевозчиками индивидуальные системы регистрации никак не связаны с информационными системами аэропорта, то новый интерфейс, как заявляют в стартапе, поддерживает обмен сведениями с операционной базой данных аэропорта. Такой подход мог бы существенно облегчить руководству аэропорта задачу сбора полезной информации о пассажиропотоках на определенный рейс или за определенный отрезок времени, причем в режиме реального времени, для планирования улучшений в обслуживании пассажиров в будущем. 

Аэропорты, банки, властные структуры и не только 

По словам руководителя «Астерос Лабс» Алексея Демидова, новую систему уже апробировали в начале прошлого года в московском международном аэропорту «Шереметьево». В ходе испытаний, проведенных на базе терминала F (бывшего «Шереметьево-2»), сотрудники аэропорта – как новые, так и уже вполне опытные, – в равной степени свободно регистрировали пассажиров через новый интерфейс на все рейсы. 

А ранее в этом месяце компания-разработчик сообщила, что ее IT-решение для регистрации авиапассажиров и багажа будет внедрено в международном аэропорту Уфы. Согласно сообщению, уже подписаны соответствующие соглашения с руководством главного аэропорта Башкортостана. 

Достижение договоренностей с «Астерос» является частью программы модернизации уфимского аэропорта, направленной на обеспечение качественно нового уровня обслуживания авиапассажиров и превращение региона в более привлекательное место для международного туризма и бизнеса. 

Впрочем, улучшение работы аэропорта может стать лишь первой, но, похоже, не единственной областью применения ИТ-инновации от «Астерос Лабс». Молодая компания заявляет, что ее цель куда шире: инноваторы хотят создать платформу, интегрирующую бизнес-приложения и автоматизирующую сервис клиента в любой сфере деятельности. Речь идет о целом семействе продуктов с высокой добавленной стоимостью. 

Новая технологическая платформа, давшая жизнь эргономичному единому интерфейсу для аэропортов, призвана теперь стать основой для разработки решений для рынков B2B и B2G и в других отраслях экономики. Стартап намерен предлагать свои решения банкам и прочим финансовым организациям, государственным структурам, предприятиям ЖКХ, телекоммуникационным операторам.


Олег Кузбит, управляющий редактор The Bridge